Запутаться в половых органах: “Новая подружка”

В интервью с французскими режиссёрами-квир в Одессе прозвучала очень примечательная фраза о том, что в мировом восприятии Франция выглядит эдакой меккой для квиров. Хотя на деле это далеко не так. После просмотра нового фильма Франсуа Озона, кажется, я знаю теперь, откуда идёт эта мистификация.
Сам Озон далеко перевалил за возраст «золотого мальчика», коим его окрестили какие-то СМИ, но исступлённо старается держаться на плаву. Мужчина в расцвете сил, в красивом дорогом пиджаке и с ухоженным лицом снимает такой хороший, добротный французский мейнстрим. Он сам говорил на пресс-конференции на #spimf (Санкт-Петербургский Медиа Форум), что его фильмы дорогие, и они окупаются, поэтому успех предыдущего фильма даёт ему возможность снимать следующий. И не без профита, полагаю. Окупится ли «Новая девушка» – вопрос открытый. Скорее да, чем нет. Ведь всем известно, что женщины и геи склонны тратить больше, на кинотеатры в том числе.
Нечто подобное уже снял другой, куда более соответствующий статусу «золотого мальчика» Ксавье Долан. Возможно, тема поднималась и раньше, но не так шумно. В связи с этой вторичностью начинает казаться, будто Озон потерял хватку. Но в отличие от любимчика киноманов (скорее киноманок) и жюри фестивалей Долана, чей «И всё же Лоранс/ Laurence Anyways» смотреть приличным домохозяйкам довольно проблематично из-за нарочитого арт-хауса – «Новая подружка/ Une nouvelle amie» переваривается так же легко, как и сказки Диснея. Да ещё и с фирменным Озоновским душком волшебной Франции.
Сюжет держится в строжайшем секрете, и тем не менее все давно знают его. Суть можно уловить даже в оригинальном трейлере (но не в российском) и мужчина, переодетый в женщину давно ни у кого не вызывает смех. А после «Лоранса» даже не ассоциируется с «фу, пидорас». Фильм выглядит такой красивой одой индивидуальности, но на деле оказывается куда более шовинистическим, чем «В джазе только девушки/Some like it hot». Окей. С самого начала нас суют лицом в серьёзность ситуации. Что может быть серьёзнее, чем смерть молодой, красивой, всеми любимой женщины? Да ещё и молодой матери. С первых кадров зритель рыдает вместе с Давидом (Роман Дюрис), Клэр (Анаис Демустье), ангелоподобным пупсом и всеми остальными, провожающими загадочную Лауру в последний путь. Затем в шикарных ярких цветах дорогой киноплёнки начинается абсурд, смешной и грустный одновременно. Клэр, до безумия привязанная к покойной, активно общается с вдовцом, но вопреки старомодным подозрениями о назревающем романе, раскрывает нечто куда более интересное. Тайную страсть Давида к переодеваниям. И к её собственному удивлению становится с альтер-эго Давида, Вирджинией, куда ближе, чем была до сих пор с Давидом as is. Очевидно, что такая неблаговидная неопределённость с гендером скрывается от посторонних глаз, так что становятся они, как говорится, повязаны.

Une-Nouvelle-Amie-VF_reference
«Подружку» приятно смотреть. Здесь красивые лица в красивых интерьерах и всё пропитано пьянящим эстрогеном. Франсуа Озон чуть ли не в каждом своём фильме восхищается женщинами и этот не стал исключением, а даже наоборот – предельным проявлением этого восхищения. Настолько сильного, что даже мужчина хочет стать божественным существом с клитором. Отдать должное Роману Дюрису – он хорош. Лучше, конечно, в образе Вирджинии, но и сам по себе впечатляет. Пока подружки занимаются шоппингом и едят простые изыски французской кухни, попивают винцо в обстановке прованса – мы погружаемся в другую жизнь. Лучше и ярче, чем наша. Надо признаться, что мы здесь в России (а может и в остальном мире) находимся если не в состоянии депрессии, то явно хандрим.

Anais_Demoustier_Romain_Duris_une_nouvelle_amie_francois_ozon_02
Звездой фильма несмотря на всю привлекательность Дюриса остаётся Демустье. Её роль мало того, что доминирующая, но и на порядок тоньше. В её физиологической женственности в подтекстах и намёках кроется хороший такой ментальный мужской половой член. Она растеряно хлопает глазами, надевает платье и ездит верхом на едва примечательном супруге. Вирджиния в свою очередь по-своему возвращает Клэр старомодную женственность, которой сама Клэр лишена. Здесь и выплывает тот шовинизм, о котором я писала вначале. Озон учит нас найти и принять в себе женщину, но в то же время учит убить в себе мужика. Это оставляет неприятный осадок, хоть Озону благодаря полу, это простительно.

UNE+NOUVELLE+AMIE+PHOTO5
В принципе-то фильм хороший, а кое-кто может посчитать его и вовсе лучшим фильмом французского мастера-сказочника. При всех своих слабостях точными акцентами в нужных местах он заставляет задуматься: «А что такое этот гендер и зачем он вообще нужен?». Красивая драматическая трагикомедия (по моему собственному определению), рассказ Рут Ренделл, подретушированный и растянутый на 105 минут. Хорошо, качественно и неправдоподобно.
Текст: Саша Никитина

Leave a comment