И вспыхнет пламя революции

Image

Спустя год после первой экранизации литературного бестселлера Сьюзен Коллинз «Голодные игры» становятся играми политическими. Революция, в которую вполне очевидно выливаются действия главной героини – Китнисс Эвердин, в первой части, оставляется на финал франшизы. В основном же «Голодные игры: И вспыхнет пламя/The Hunger Games: Catching Fire» демонстрируют возрастающий звёздный статус как Китнисс, так и актрисы, её сыгравшей – Дженнифер Лоуренс.

Первое, что бросается в глаза здесь – это то, как похорошела Китнисс. Нетипичной внешности, кое-где даже грубоватая Лоуренс со второй частью обрела удвоенный гонорар и куда более холёный вид. Теперь в диких лесах между дистриктами, где продолжает охотиться Китнисс, на её лице профессиональный макияж, а над волосами заметно потрудилась толпа стилистов. Остаётся за кадром – предполагался ли стилист Цинна (в исполнении Ленни Кравитса) в качестве довеска к победительнице Игр или просто статус сделал похудевшую Китнисс больше похожей на медиазвезду, чем на охотницу из дистрикта, будто бы застрявшего в Америке сороковых – но эта деталь определяет, пожалуй, весь фильм «Голодные игры: И вспыхнет пламя».

Франшиза начиналась как достаточно дерзкая сатира на ситуацию в мире и влияние на неё средств массовой информации, изложенная понятным любому подростку языком – теперь же по всем признакам она подчинилась Баблу, которое, как известно, победит зло.

Процент влажности происходящего на экране заметно повысился, за счёт рек слёз, которые проливает Китнисс – слезы ли это по умершей девочке Руте (Аманда Стенберг), из одиннадцатого дистрикта, либо слёзы страха за якобы безразличного Китнисс Пита (Джош Хатчерсон). Показавшая себя очень хорошо в первой части мисс Лоуренс, во второй практически не выбирается из одного выражения лица, искаженного рыданиями. Дженнифер, по праву заслужившая свой статус предыдущими работами, а также съёмками в «Мой парень псих/Silver lining Playbook» теперь меняет наряды и фальшиво улыбается в камеру – всё по правилам шоу.

Выглядит некоей иронией над тем, что Джош Хадчерсон после первого фильма стал секс-символом, фраза, брошенная трибутом из седьмого дистрикта Джоаной (Джена Мэлоун) в лифте: «Каково тебе знать, что все хотят с тобой переспать?» – адресованная Питу, но по большей части именно Джошу. Это кажется профанацией – как такой женоподобный не внешностью, но поведением, персонаж, мог сделать никому ранее не известного актёра объектом желания? Женское доминирование здесь настолько же очевидно, как и отсылки к играм в войнушку сильных мира сего. Но остаётся неясным, почему Китнисс так печётся за Пита, вызывающего в обыденной жизни у неё чуть ли не отвращение.Image

Во второй части «Голодных игр» много необъяснимых вещей. Показателен случай с так и оставшимся безымянным трибутом, которая пожертвовала собой ради спасения Пита. Сами Китнисс и Пит обсуждают эту странную жертвенность, называя её непонятной, но на этом обсуждение прерывается. Можно притянуть за уши объяснение этого действия поддержкой пары Китнисс и Пита другими трибутами, но выглядит это исключительно как оправдание.

Введённые во вторую часть франшизы персонажи несколько поверхностны. Новый распорядитель Игр Плутарх, случайно ли тёзка небезызвестного философа, в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана, выглядит забавным, но не более. Актёр хорошо показал себя в фильме «Капоте/Capote», а также в роли псевдо-Рона Хаббарда в «Мастере/The Master», но все свои таланты раскрыть в «И вспыхнет пламя» ему не удалось.

Image

Фильм часто подчёркивает эмоции Китнисс, которые она испытывает в основном по отношению к Руте. Но смерть девочки в первой части не вызвала эмоционального отклика, пройдя скорее как дополнительный фактор злости на ситуацию в целом. Тем удивительней акцент, который делают сценаристы на этом событии, оно кажется банальной спекуляцией детской смерти, нацеленной только лишь на то, чтобы выдавить из зрителя слезу.

Визуально «И вспыхнет пламя» остаётся сочным и привлекательным. Не за счёт довольно скучной работы оператора, но за счёт работы костюмеров и декораторов. Пёстрое великолепие жителей Капитолия красиво сочетается с миротворцами в белых доспехах с алыми брызгами.

Часть шоу в ленте, занимающая внушительную часть хронометража, с наигранной любовью Китнисс и Пита, публичностью и натянутыми улыбками – по большому счёту всего лишь фон подлинных событий, происходящих в Панеме, но фон этот звучит слишком уж громко.

Когда дело доходит непосредственно до Игры, она выглядит как игра в одни ворота. Мелкие антагонисты из приближенных к Капитолию дистриктов присутствуют номинально, возможно освобождая место для главного злодея – Президента Сноу (в исполнении Дональда Сазерленда), но победа над ними не читается. Портреты погибших, возникающие в небе, вызывают один вопрос в голове: «Кто эти люди?».

При всём этом фильм остаётся увлекательным и добротно сделанным блокбастером. Игровая структура с противниками и то и дело возникающими будто бы по воле Богов перипетиями неизменно заставляет поволноваться, а остатки революционного посыла придают дополнительную глубину сюжету. Неприятный осадок оставляет финальная сцена, где эмоции на лице Китнисс меняются от невыносимого страдания к ярости – что обещает как минимум ещё одну часть «Голодных игр» и ещё несколько миллионов в карманы её создателей.

Текст: Саша Никитина

RusRep

Leave a comment